Как-то удалось мне посидеть за рулем в машине. Не, не так.. как-то удалось порулить нештатным рулем в одной машине. Нет, руль стоял на месте, где и положено — на рулевой колонке. Только руль этот был изменен, немножечко уменьшен и обтянут кожей. Девайс этот мне понравился, но тогда с автором того творения о чем-то не договорились, поэтому забылось.
О зимнем вождении
Машин к зиме готов давно, двигатель прогревается котлом, затем дистанционно заводится, прогреваются другие агрегаты, печечка тепла в салон накачивает. По выходу остается только включить обогрев сидений, стекол, зеркал и пока с кузова сметается снежок, всё становится замечательно. Садишься в тёплое кресло в тёплом салоне, закрываешь дверь и... оп-па. Голыми руками хватаешься за ледяной руль. Увы, никак не успевает лакированный полиуретановый руль нагреться воздушной конвекцией.

Вот и вспомнилось про руль из кожи, приятные тактильные ощущения и отзывы разных человеков по форумам, что оно не такое холодное. Но и этого показалось недостаточно.

Посетив разные мастерские, занимающиеся пошивом всякого для машин, огорчился. Ценник на обтягивание руля кожей назывался от трех с половиной тысяч. И это без стоимости материала. Материала при этом, выходило всего-то на пять сотен. Но продавать его отдельно никто не желал. Еще и пугали, как обычно впрочем, что сам ничего не сделаешь, нужен опыт большой, навыки.

Призадумался, начал почитывать теоретические материалы, которые как-то хреновастенько находились поисковиками. Но всякие примеры самодельного творчества в очередной раз убеждали, что ничего такого исключительно сложного нет. Забавно было натыкаться на сообщения в темах о самостоятельной обтяжке от специалистов, занимающихся этим. Что де вы идиоты и руки у вас из нижних конечностей, и ниче вы не понимаете, и фигню вы творите, и получается у вас всё сдуру случайно. При этом толкового сами ничего не говорили. Намекали, что надо идти к мастерам. Смеялся.

Вдоволь начитавшись разного материала, насмотревшись фоток, разных способов от разных самоделкиных, уже точно было решено сделать всё самому. Из самых интересных была тема в ЖЖ от рукастого тюнингатора Супры. Конкретно материал части раз два три. Про уникальность материала он конечно несколько преувеличивает и подает его своеобразно, но вот что весь процесс сразу в одном месте изложен и не надо собирать в разных местах отрывки информации — большая и ценная редкость. Поэтому ознакомиться интересно и полезно. Да и остальные заметки по тюнингу у него занятные.

Приступаем к творчеству
Скажу сразу честно — задумка пошаманить над баранкой была давно и давно же, но лениво и неторопливо оно делалось.

На разборке незадорого был взят штатный руль с такой же модели, в несколько потрепанном состоянии. Сделаны некоторые изменения размера и формы, восстановлен материал обода при помощи полиуретанового клея для вклейки стекол. Им же подогнана форма в местах нестыковки обода и накладок. Можно было сделать обод и с выемками под удобный хват а-ля "руль момо", но мне не нравится и хотелось чтоб был похож на обычный штатный. Так что к моменту беготни с обтяжкой кожей всё было сделано заранее. А да, совсем забыл сказать — в шаманство входило и сделать руль подогреваемым. Потому как кожа хоть и приятнее полиуретана, всё равно нифига не тёплая зимой.

Через знакомых таки уговорились некоторые люди продать обрезки качественной автомобильной кожи. Кусочки цельной и перфорированной. Количество некоторых — впритык. Поэтому вариант описанный супрой оказался не мой вариант. Нет у меня её столько, чтобы так вольготно резать. Будем делать по другому, дабы имеющегося количества шкурок хватило.

Подготовленный для обтягивания обод, материал полиуретан, верхний гладкий слой зашкурен:
karr0001
Хорошо видно прорезанные канавки — в них будут утапливаться поперечные швы сшитых между собой сегментов. Выпирающими швы делать не надо — некрасиво. Ширина канавок миллиметра четыре. Количество и место их расположения определить просто — какого размера и из какого материала хочется сегменты. Либо на сколько материала хватит :) Если обод резать жалко, тогда перед сшиванием сегментов надо кожу в местах швов сточить вдвое и после сшивания прогладить.
Так как материала впритык и чтоб в него вписаться делаем хитрую выкройку при помощи пищевой плёнки первым слоем и малярного скотча поверх плёнки:
karr0002
Швы будут тут:
karr0003
Аккуратно срезаем, получаем объемные формы:
karr0004
Сделать из трехмерной геометрической поверхности плоскую не удастся, скотч не тянется, и в средней части по длине будет сминаться:
karr0005
К счастью, в отличие от скотча, кожа тянется очень таки неплохо, и это нам поможет. Как тянется кожа — по ссылкам выше. В такой полученной выкройке длинные стороны совпадают с внутренней длиной обода. Внешняя длина на каждом сегменте на выкройке уменьшилась где-то на два сантиметра.
Выкройки из скотча перенес на ватман, сгладив неровности краев. На поперечные швы добавил миллиметров по пять, на внутренний шов наоборот, убавил. Обхват обода у меня 87 миллиметров, ширину сегментов сделал 83 миллиметра. 4 миллиметра оставил на утяжку, всячески замерив тягучесть кожи и посчитав что на столько кожу смогу утянуть. В местах обтяжки спиц добавил миллиметров по пять к их ширине, на всякий. И уже выкройку на кожу, соблюдая направления растяжки:
karr0006
Сшиваем сегменты синтетической особо прочной нитью, лучше на швейной машинке, специальными иглами. Еще лучше на специальной швейной машинке. В данном случае использовал лавсановую нить, нужной толщины. За неимением машинки шил вручную, предварительно разметив и проколов отверстия. Стежки по три миллиметра. Концы нитей связал двойным прямым узлом. Длина получившегося кольца ровно метр, при внешней длине обода стовосемь:
karr0007
Примеряем:
karr0008
Натягиваясь по внешней стороне обода, лента сама заворачивается к внутренней стороне. Можно и стягивать, как в варианте супры, если используется шов елочка или косичка, как на японцах. Но хотелось шов макраме, как на немцах. Вообще видов швов с десяток, для примера, можно глянуть их рисунки на сайте одной из студий по перетяжке. Снимаем ленту и по краям прошиваем. Длина стежков 4,5 миллиметра. И, о ужас, опять вручную, концы нитей оставляем с запасом:
karr0009
Да и перед упаковкой обода в кожу необходимо было оформить подогрев:
karr0010
Множество поставленных экспериментов с разными имеющимися в наличии материалами. Надо было совместить приемлемый для равномерного нагрева шаг навивки и сопротивление материала для потребной мощности. В итоге нихром 0,3 мм, четыре сегмента по 170 см в параллель, 6,5 ом, 30 ватт. Греет через кожу где-то около сорока градусов. Руль ощущается чуть теплым, что и хотелось. При комнатной температуре ощущается через пару минут после включения. На холоде эффект проявляется дольше.
Стягиваем:
karr0011
Кожу в воде не вымачивал (позже мне сказали, что правильно сделал, не следует с ней так поступать), растяжители кожи не использовал, на клей не садил, феном не грел. Тупо постепенно подтягивал. Процесс очень медленный, очень нудный, но деваться некуда, никакими машинками это не сделать, только вручную. Полный дзен на несколько часов с перерывами на отдых пальцев. Зато в результате сидит кожа как влитая.
Самые гадкие места, пришлось немного распустить швы по краю (по этой причине нити швов и не обрезались), кожу подрезать, швы на место и стягивать. Всё ради того, чтобы не было складок:
karr0012
Результат:
karr0013
Швы:
karr0014
karr0015
Тоже гадкие места. Очень неохотно стягивались поперечные швы, пришлось стягивать стежки не через один, а подряд:
karr0016
Складок нет. Стягивать последние стежки также пришлось подряд:
karr0017
karr0018
Осталась одна "мелочь" — подключить подогрев. Самое правильное, когда на рулевой колонке уже есть шлейф, там может оказаться свободная дорожка. У меня такой штуковины вообще не было предусмотрено конструкцией, но была ранее добыта от другого донора и можно было её "интегрировать":
karr0019
Однако мне было лень (хотя и до этого девайса как-нибудь доберусь — есть намётки в мультируль проапгрейдить конструкцию), поэтому просто добавил еще один подпружиненный латунный контакт на блоке подрулевых переключателей:
karr0020
И латунное кольцо на кожух руля, по которому скользит контакт. Токопроводящая смазка, разумеется, необходима:
karr0021
В морозное утро, на холодную. Отчетливо видны проступающие витки подогрева :(
karr0022
Ток два ампера, так что городить схему с реле не стал, подключил напрямую к бортовой сети в цепь замка зажигания через дополнительный микровыключатель (справа на кожухе рулевой колонки) и предохранитель. Уже прогретый, витки подогрева исчезли :)
karr0023
Вот, вкратце где-то так
Такой первый опыт работы с кожей. Вышло, ессессно, не всё идеально — чуть неровные швы, немного разной ширины, нити подогрева на замерзшем руле через кожу рельефом проступают. Но и не на выставку, а по деньгам обошлось чуть более тысячи рублей за всё вместе включая сам руль.

Личные ощущения от сего девайса строго положительные. Штатные изначально кожаные рули на японцах не нравятся — уж чрезмерно натянута кожа и основа очень жесткая, поэтому вместо кожи ощущения почти как от пластика. Здесь же оно получилось мягонькое, с явной фактурой кожи, приятное на ощупь. Подогрев.. хм — это мегавешчь без вариантов. Несколько долго после длительной ночной стоянки при хорошем минусе происходит нагрев, но при дистанционном запуске двигателя подогрев работает сразу (как звучит то — поставить руль на прогрев! :)) и к моменту посадки он уже далеко не ледяной. Минут через двадцать от включения прогрева уже и не хочется убирать руки с руля :) Добытая кожа оказалась из разных шкур — три сегмента одинаковые, из мягкой, а четвертый из плотной кожи. Через плотную греет лучше, но стягивать такую кожу сложнее. Поэксплуатировав конструкцию при температуре вплотную к цифре сорок с черточкой хочется всё же переделать подогрев, сделать более мощный. Например, подключать еще дополнительно два сегмента уже через трехпозиционный переключатель, для ступенчатого выбора мощности.

Кстати о прогреве салона. Многие пишут, что если печка зверь, то салон прогреется быстро и руль значит тоже. Нифига. Уже при тридцатнике всё промерзает основательно и прогреть воздухом элементы салона можно только за длительное время, существенно больше, чем большинство поездок. При том что весь салон проклеен. Убеждался много раз, печка жарит на полную — руку невозможно держать у дефлектора, хочется снять всю верхнюю одежду. А вот за тот же селектор КПП браться желания нет — холодный даже по приезду в конечную точку.

Все изложенное выше — в ознакомительных целях. Если собрались повторить подобное — только на свой страх и риск, без претензий.

Авторство всех материалов сайта kavr.ru включая все подразделы принадлежит его автору и владельцу.

Любые перепечатки в онлайновых и оффлайновых изданиях категорически запрещены.

В онлайновых изданиях разрешается только краткая аннотация с ссылкой на исходную статью.

Желаете высказаться, есть поправки? комментируйте в ветке на форуме drom.ru